«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» СПЛОШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Сплошное федеральное статистическое наблюдение

за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства

в вопросах и ответах

 

 

 

Актуальность, значение и цели проведения Сплошного наблюдения

1.                Что такое Сплошное федеральное статистическое наблюдение и зачем оно проводится?

Сплошное федеральное статистическое наблюдение представляет собой полномасштабное исследование уровня развития сектора малого (в том числе микро-) и среднего предпринимательства в России. Руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям понадобится заполнить форму наблюдения с вопросами, касающимися хозяйственной деятельности, на условиях полной конфиденциальности и гарантий защиты информации.

Результаты Сплошного наблюдения станут важной отправной точкой для реализации системных мер по развитию малого и среднего бизнеса (МСБ), эффективность которых будет опираться на проведенный анализ ситуации в секторе.

Поддержка и развитие сектора МСБ является одним из ключевых направлений государственной экономической политики в России. Таким образом, решение о проведении Сплошного наблюдения является закономерным и необходимым этапом в формировании государственной стратегии развития МСБ и одновременно показателем основательности и серьезности взятого курса на развитие предпринимательства в стране.

Первый раз Сплошное наблюдение проходило в России в 2010 году. Его периодичность - пять лет.

В 2010 году в наблюдении участвовали около шести миллионов бизнес-субъектов России – средних, малых и микропредприятий.

С учетом прогнозируемого роста количества хозяйствующих субъектов предполагается, что Статистический Регистр, являющийся основой для проведения федеральных статистических наблюдений, к концу 2015 года может охватывать в целом по России 2,8 млн. малых и 50 тыс. средних предприятий, являющихся юридическими лицами, и около 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, общая цифра намеченных для участия в сплошном наблюдении субъектов бизнеса превысит прежние шесть миллионов.

 

 

2. В чем состоит основная цель Сплошного наблюдения?

Основная цель – получить полную и максимально достоверную картину положения МСБ в России для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.

Государство намерено повысить к 2020 году уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60-70% от количества трудоспособного населения. Учитывая недостаточную сформированность в настоящее время культуры собственного дела и необходимой инфраструктуры развития МСБ, очевидно, что эта амбициозная задача все еще требует реализации целого комплекса мероприятий в различных областях: законодательной, финансовой, идеологической и т.д. Проведение этой работы подразумевает колоссальные затраты бюджетных средств и иных ресурсов, что вызывает необходимость их разумного распределения и рационального использования.

Согласитесь, что без точных статистических данных, без объективной оценки существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса трудно находить правильные решения по его поддержке и развитию. Если Вы являетесь предпринимателем, то Вы знаете, какую роль играет при принятии стратегических решений возможность видеть полную и достоверную картину.

Только на основании результатов Сплошного наблюдения может быть осуществлено эффективное планирование и реализация программ поддержки российского малого и среднего бизнеса, приняты экономически обоснованные, верные шаги в этой сфере.

 

3. Зачем проводится сплошное наблюдение данного сегмента бизнеса?

Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего бизнеса – это статистическая процедура, которая поможет, как органам власти, так и самому малому бизнесу получить необходимую информацию для оценки, прогнозирования и принятия решений в области экономической политики (респонденты должны понимать, что им также выгодно проведение и получение результатов сплошного наблюдения, т.е. они будут выступать конечными пользователями и, в итоге, выиграют в случае участия в опросе).

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Участие в сплошном наблюдении – это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства.

 

4. Малый бизнес сейчас отчитывается в ФНС и в Росстат. Зачем вводить дополнительные отчеты, неужели недостаточно этих данных?

Да, действительно, информация есть в различных административных источниках, но они не охватывают всего спектра сведений о деятельности малого бизнеса  и индивидуального предпринимательства.

На сегодняшний день данные статистики дают лишь выборочную картину.

Малые предприятия Росстат обследует раз в пять лет в сплошном режиме, а в остальные годы – выборочно. Выборка строится на основании Статистического регистра. Порядок проведения выборочного наблюдения установлен Правительством Российской Федерации.

Малые и микропредприятия обследуются раз в год по 20% выборке. Индивидуальные предприниматели - тоже раз в год по выборке 10%.

Вследствие выборочного характера сбора данных по сектору малого и среднего бизнеса сегодня недостаточно учитываются при расчете ВВП, ограничивается точность прогнозирования и принятия решений в экономической сфере.

Практическая ценность Сплошного наблюдения заключается в том, что его результаты среди прочих будут использованы при сформировании базовых таблиц «Затраты-Выпуск» - важнейшего аналитического инструмента для управления макроэкономическими процессами.

 

5.                  Результаты Сплошного наблюдения могут повлиять на принятие государственных решений в сфере МСБ?

Результаты Сплошного наблюдения будут оказывать влияние на политику в сфере поддержки и развития предпринимательства. Именно с целью совершенствования государственной политики развития МСБ и экономики в целом было принято решение о проведении Сплошного наблюдения.

После системного анализа результаты наблюдения могут быть успешно применены в таких областях, как оптимизация государственных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктурные проекты, создание технопарков, особых экономических зон, промышленных кластеров, территориальное планирование, размещение производственных и генерирующих мощностей, подготовка кадров и т.д.

Поскольку развитие МСБ признано крупным стратегическим направлением на государственном уровне, то и подход к решению данных задач должен быть стратегическим, основанным на большом массиве достоверной информации и точных расчетах. Данные Сплошного наблюдения дадут возможность сделать необходимые расчеты и принять государственные решения, которые обеспечат ускоренное развитие малого и среднего бизнеса во всех регионах страны.

 

6.                  На основании какого закона или нормативно-правового акта проводится Сплошное наблюдение?

Сплошное наблюдение проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

 

7.                  Зачем отвечать на вопросы, если к лучшему ничего не меняется?

Если Вы хотите получить какую-либо помощь или поддержку Вашего бизнеса, то нужно сделать так, чтобы государство это знало и располагало такими сведениями. А без Вашей помощи и точной информации это не получится. Поэтому надо ответить на все вопросы, дать достоверную информацию, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

В результате сплошного наблюдения будут получены данные, которые могут помочь Вам в развитии бизнеса и определить направление для дальнейшего движения.

 

8.                  Какая мне польза от участия в Сплошном наблюдении?

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Государству нужен крепкий средний класс собственников, большой и стабильный предпринимательский сектор, который показал высокую устойчивость в кризисный период и смягчил его последствия для экономики.

Последние инициативы руководства России ясно показывают, что государство не хочет «бороться» с бизнесом. МСБ рассматривается как партнер в решении задач повышения конкурентоспособности страны, ее модернизации и технологического развития.

Участие в Сплошном наблюдении - это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства. Насколько эффективной будет эта политика, будет зависеть и от полученных данных Сплошного наблюдения, их объема, достоверности, а, значит, от активной позиции участников обследования, предпринимателей. Пользу от таких стратегических шагов, как Сплошное наблюдение, несомненно, ощутит спустя время малый и средний бизнес, экономика и все российское общество.

 

9.                  Не является ли Сплошное наблюдение вмешательством в деятельность предприятий среднего, малого и микробизнеса?

Сплошное наблюдение не является вмешательством в деятельность предприятий среднего и малого бизнеса. При обработке данные обезличиваются.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то страницы форм наблюдения с их персональными данными не пойдут в обработку.

Как подтвердил руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов: «Росстат гарантирует полную конфиденциальность данных, защиту информации, предоставленной участниками Сплошного наблюдения, отсутствие фискального характера Сплошного наблюдения – исключается передача сведений в налоговые и иные государственные органы и контролирующие организации».

В случае если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

10.             Не станет ли Сплошное наблюдение административным барьером, не усложнит ли и без того непростую деятельность малого и среднего бизнеса?

Сплошное наблюдение проводится для уточнения экономической ситуации в стране.

Сегодня Россия готовится к экономическому рывку и хочет четко представлять, насколько реальной силой обладает сейчас этот важный сегмент бизнеса, и понимать, на какую помощь с его стороны может и должна рассчитывать. Взамен – государство готово предоставить новые преференции и варианты поддержки.

 

 

Технические аспекты

1.     Кто будет принимать участие в Сплошном наблюдении?

Сплошному наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат следующие категории хозяйствующих субъектов:

1.      Юридические лица, являющиеся коммерческими корпоративными организациями.

В категорию коммерческие корпоративные организации входят хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные общества, акционерные общества (публичные и непубличные), общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

2.      Потребительские кооперативы (юридические лица, являющиеся некоммерческими корпоративными организациями), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц.

В категорию потребительские кооперативы входят добровольные объединения граждан или граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

3.      Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (статья 1 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, главы которых не прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и не подлежат сплошному наблюдению.

4.      Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Параметры деятельности хозяйствующего субъекта для его отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны соответствовать  установленным российским законодательством условиям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, средней численности работников, структуре уставного капитала (последнее только в отношении юридических лиц).

1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»:

средние предприятия - 2000 млн. рублей

малые предприятия (без микропредприятий) - 800 млн. рублей

микропредприятия - 120 млн. рублей.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно

малые предприятия (без микропредприятий) - до 100 человек включительно

микропредприятия – до 15 человек.

3. Структура уставного капитала для юридических лиц:

суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ),

суммарная доля участия  иностранных юридических лиц и суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая.

Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся  субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившиеся статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996       № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 

 

2.     Как будут формироваться списки хозяйствующих субъектов, подлежащих Сплошному наблюдению?

Списки респондентов будут сформированы на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистра Росстата).

Для своевременной и качественной актуализации совокупности объектов сплошного наблюдения предусматривается использование административных данных.

В первую очередь, это базы федерального и /или регионального уровня Федеральной налоговой службы Российской Федерации (федерального и/или регионального уровня, содержащие информацию, позволяющую определить реальный статус хозяйствующего субъекта (действующие, временно приостановившее деятельность, ликвидированное и т.п.) по состоянию на конец 2015 года.

Совместным приказом Росстата и ФНС России от 18.01.2008 № 5/ММ-3-11/14@ «О совершенствовании информационного взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы» предусмотрено представление ФНС России в Росстат перечня сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

После представления ФНС России в Росстат перечня сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) из Статрегистра Росстата отбираются хозяйствующие субъекты (с указанием основных реквизитов):

- юридические лица, которым на основании информации, содержащейся в регистре, присвоен статус  «среднего», «малого (без микро) предприятия» и «микропредприятия»,

- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, включенные в фонд «Индивидуальные предприниматели» регистра,

-  хозяйствующие субъекты, статус которых не определен.

В качестве альтернативных источников для актуализации совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, рассматривается возможность взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующих сферах экономики и лицензирование отдельных видов экономической деятельности, государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

 

3.     Как выглядит форма наблюдения (бланк статистического обследования)?

Бланк статистического обследования содержит перечень вопросов (показателей), дифференцированных по категориям хозяйствующих субъектов в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал, соответствия правилам первичного бухгалтерского учета на предприятии, что позволит получить более достоверную и качественную информацию от респондентов.

Программа сплошного наблюдения - система показателей будет размещаться в следующих формах федерального статистического наблюдения:

1)      Форма № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год»;

2)      Форма №1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год»;

3)      Совокупность форм федерального статистического наблюдения, действующих в настоящее время для обследования средних предприятий (приложение № 2).

 

Сбор сведений осуществляется с использованием форм статистического наблюдения на бумажном носителе и в электронном виде ( технология web-сбора).

Бланки форм являются двусторонними машиночитаемыми документами формата А4, за исключением персонализированной и адресной части формы индивидуального предпринимателя.

 

4.     Формы для всех одинаковые или разработаны для каждого направления бизнеса отдельно?

Формы разработаны отдельно для малых (включая микро) предприятий – юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей. Средние предприятия отчитываются в тех же формах, которые они представляли ранее. При этом формы унифицированы и действуют независимо от того, в какой сфере и каком регионе предприниматель осуществляет свою деятельность.

 

5.     Как будет происходить автоматизированная обработка материалов сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства?

Региональный уровень. Полученные с использованием машиночитаемых и немашиночитаемых форм статистического наблюдения сведения подготавливаются к обработке, после чего выполняется их ввод (сканирование), распознавание, верификация и кодирование, формально-логический контроль и редактирование. Данные, полученные таким образом, консолидируются со сведениями, полученными в электронном виде, и передаются на федеральный уровень.

Федеральный уровень. После проведения выверки и корректировки первичных данных, они консолидируются на федеральном уровне, где проходят процедуры обработки, включающие повторный формально-логический контроль, автокоррекцию и импутацию.

На основании обработанных данных федерального уровня выполняется формирование расчетных и сводных показателей, которые выверяются и при необходимости используются для корректировки некоторых данных федерального уровня.

Создаются базы согласованных данных и формируются сводные итоги и публикационные таблицы по сплошному наблюдению.

Осуществляется загрузка данных по субъектам малого и среднего предпринимательства по итогам сплошного наблюдения в БД «Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения», БД «Индивидуальные предприниматели».

 

6.     Когда и где будут опубликованы окончательные результаты Сплошного наблюдения? Будут ли это общие результаты по стране или с разбивкой по субъектам РФ?

Итоги Сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства являются доступными и подлежат официальному опубликованию на сайте Росстата www.gks.ru. Подведение и публикация итогов будет осуществляться в два этапа:

Первые, предварительные - появятся в декабре 2016 года. По основным экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будут опубликованы как по России, так и по субъектам РФ в группировке по видам экономической деятельности, формам собственности и организационно-правовым формам.

Окончательные, детализированные – в июне 2017 года. По всем показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация по которым получена в рамках проведения  Сплошного наблюдения. Окончательные итоги будут приведены по России, субъектам РФ, по видам экономической деятельности, а также в территориальном распределении (муниципальным районам и городам).

 

7.     Как часто будет проводиться Сплошное наблюдение?

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства будут проводиться с периодичностью один раз в пять лет с целью своевременной корректировки и повышения эффективности государственной политики по развитию МСБ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

 

 

Процедурные вопросы

1.     Каковы этапы проведения Сплошного наблюдения?

В октябре готовый, утвержденный и напечатанный инструментарий рассылается в регионы.

После 16-го ноября регистраторы отправляются по бизнес-центрам, уточняют фактические адреса и вручают статинструментарий респондентам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Первого декабря Росстат начинает рассылку статинструментария через «Почту России» тем, кого не нашли регистраторы, но кто имеет зарегистрированное предприятие. Имеющие электронные адреса получат статинструментарий по электронной почте.

В феврале 2016-го Росстат будет выдавать бланки тем, кто зарегистрировался в ноябре-декабре 2015 года.

До первого апреля 2016 года Росстат ждет поступления заполненных отчетов. Это связано со сроком предоставления бухгалтерской отчетности за предыдущий год (чтобы респонденты могли дать более точные цифры).

 

2.     Каким образом я буду уведомлен об участии в Сплошном наблюдении?

Все хозяйствующие субъекты, участвующие в Сплошном наблюдении, получат соответствующие формы и инструкции по их заполнению по почте по адресам их регистрации (фактического местонахождения).

Мы понимаем, что участник обследования может по независящим от него причинам не получить письмо по почте, отложить или забыть заполнить форму наблюдения в отведенные сроки.

Малый и средний бизнес очень подвижен – часто меняет адреса. Поэтому у нас появились регистраторы. Это наши сотрудники, задача которых, начиная с ноября 2015 года, обходить бизнес-центры, технопарки, бизнес-инкубаторы и другие места массового сосредоточения фирм и их представительств, чтобы вручать предпринимателям пакеты с формами наблюдения и указаниями по их заполнению.

Регистраторы зафиксируют, какие фирмы остались в прежних офисах, какие переместились и какие въехали вместо них. Но статинструментарий (бланк формы и инструкцию) передадут всем, кто подойдет под критерии малого бизнеса. Ничего страшного – другие наши регистраторы обнаружат переехавшие фирмы по другим адресам.

И никаких интервью с предпринимателями. Сотрудники Росстата только вручат им бланки и указания, и напомнят, до какого срока их надо заполнить и куда переслать.

В пакеты для индивидуальных предпринимателей  будут вложены конверты с обратным адресом – для быстроты и удобства отправки заполненных статистических форм.

 

3. Можно ли принять участие в Сплошном наблюдении через Интернет?

Да. В соответствии с законодательством Российской Федерации представление заполненных отчетов хозяйствующими субъектами может производиться как на бумажном носителе почтовым методом или курьером, так и путем заполнения электронных версий отчетов на сайтах территориальных органов Росстата.

 

4.Нужно ли представлять документы, подтверждающие предоставляемые сведения?

Никаких документов, подтверждающих сообщенную Вами информацию, предъявлять не нужно.

У нас есть возможности ее логического, арифметического и иного контроля. Например, еще при заполнении формы в электронном виде система, если будет необходимо, уведомит респондента, что какие-то данные не сходятся и нужно внести изменения.

Если брать бумажный носитель, то мы сами после сканирования проведем формально-логический контроль и корректировку всех показателей. Предположим, нас что-то насторожит в данных по конкретному статистически важному предприятию. Тогда мы, конечно, пошлем ему повторный запрос.

 

5.Можно ли не отвечать на какие-либо вопросы?

Программа Сплошного наблюдения предполагает получение итогов по всем вопросам форм статистического наблюдения. Только таким образом можно получить достоверную картину о положении МСБ в России и на основании этих данных принимать эффективные государственные решения в сфере поддержки и развития предпринимательства. Не ответив на часть вопросов, Вы тем самым будете способствовать возникновению неполной, неточной информации, что впоследствии косвенно отразиться и на развитии Вашего бизнеса.

Тем не менее, в случае, если Вы не ответите на какой-то вопрос, никакие санкции к Вам применяться не будут.

 

6.Будут ли участники обследования нести ответственность за предоставление ложных данных? Как узнать, правдиво ли ответил опрошенный на вопросы? Можно ли отказаться предоставлять информацию о предпринимательской деятельности?

Обязанность предоставлять данные органам федеральной службы государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В статье 8 закона о предоставлении первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета говорится, что респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Респонденты – граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе. Это касается и респондентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Ответственность за непредставление данных предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ в статье 13.19 «Нарушение порядка представления статистической информации». Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

Стоит еще раз отметить, что Сплошное наблюдение не имеет фискальных, разведывательных и любых других целей кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность отчетности о состоянии российского сектора малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, данное обследование направлено на подготовку и реализацию наиболее эффективных мер поддержки отечественного предпринимательства, а, значит, проводится в интересах самих хозяйствующих субъектов.

Конечно, нельзя исключать того, что в материалы Сплошного наблюдения не попадет определенный процент неточной и попросту ложной информации. Но тот, кто предоставляет ложные данные, в итоге обманывает самого себя. Сплошное наблюдение – это общенациональная акция с вектором на развитие и укрепление страны. В этом заинтересованы все мы, а значит, осознание гражданской ответственности должно присутствовать в каждом нашем поступке, который затрагивает вопросы будущего России.

 

 

7.Чем будут заниматься временные работники, привлекаемые для проведения Сплошного наблюдения?

Количество временных работников будет ограничено. Временные работники, привлекаемые территориальными органами государственной статистики на период подготовки, проведения и автоматизированной обработки первичных данных Сплошного наблюдения, будут осуществлять следующие виды работ:

1) Для координации и сопровождения всего комплекса работ по сплошному наблюдению (формирование списков субъектов малого предпринимательства, организации работы по доведению бланков наблюдения до респондентов, контроля поступления заполненных отчетов, организации работы по добору не поступивших отчетов, организации автоматизированной обработки, подведения и анализа итогов наблюдения, подготовки к публикации данных сплошного наблюдения), начиная                   с IV квартала 2015 года.

2) Для организации работы по подбору пакета документов сплошного наблюдения и отправке респондентам.

3) Для дополнительной работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не представившими отчетность  на период сбора данных.

4) Для ввода поступивших материалов сплошного обследования в программные средства автоматизированной обработки сплошного обследования.

Для осуществления работ временные работники будут привлекаться по договорам гражданско-правового характера.

 

8.Как подбираются кадры и проводится их обучение для выполнения работ по Сплошному наблюдению?

Порядок подбора и организации обучения лиц, осуществляющих сбор данных сплошного наблюдения, определяется Росстатом. Территориальные органы государственной статистики проводят обучение временных работников порядку заполнения бланков сплошного обследования и кодированию информации.

 

 

9.Сколько стоит проведение Сплошного наблюдения? Каковы при этом основные статьи расходов?

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства, обработкой его материалов и публикацией итогов, в период с 2015 по 2017 годы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Росстату на проведение указанных мероприятий на соответствующий год.

Плановые финансовые показатели на соответствующий период доводятся до территориальных органов Росстата в установленном порядке.

Денежные средства пойдут на разработку программного обеспечения, печать бланков, почтовые расходы, обучение и оплату работы временного персонала.

 

 

Конфиденциальность и защита информации

1.     Кому нужны конкретные данные о предпринимателях?

При обработке полученных сведений никакие данные о конкретном предпринимателе обнародованы не будут, только сводные итоги. Действует принцип анонимности, поэтому не о чем беспокоиться. Данные предпринимателей не будут использованы в ущерб их интересам.

 

2.     Как будет осуществляться обеспечение конфиденциальности полученных данных?

Росстат гарантирует полную конфиденциальность данных и защиту информации, предоставленной участниками Сплошного наблюдения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания. Гарантию защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах  федерального статистического наблюдения, подтверждает Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (статья 9).

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах Сплошного наблюдения, признаются конфиденциальными. Они не подлежат разглашению или распространению и должны быть использованы только в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов о потенциале и состоянии сектора малого и среднего предпринимательства России.

Обработка данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации их защиту от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.

При автоматизированной обработке материалов Сплошного наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.

Публикация сводных итогов осуществляется с соблюдением требований законодательства по обеспечению конфиденциальности в отношении первичных данных, представленных респондентами.

 

3.     Будут ли сотрудники, задействованные в сборе и обработке данных, нести ответственность в случае разглашения конфиденциальной информации?

Да. Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения о респондентах предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку данных в рамках Сплошного наблюдения, а в отношении должностных лиц – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Должностные лица, а также иные лица, которые имели доступ к первичным статистическим данным и допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

4.     В число временных работников, имеющих доступ к данным, могут попасть мошенники. Каким образом это планируется предотвратить?

Это практически исключено, так как личные данные временных работников будут тщательно анализироваться. Есть и косвенные признаки, по которым опытные специалисты, занимающиеся набором временного персонала, смогут определить, кто из кандидатов преследует посторонние цели.

 

5.     Не будут ли материалы наблюдения использованы правоохранительными органами, ФНС и другими организациями?

Полученная информация будет использоваться исключительно в обобщенном виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или предпринимателя, а также с учетом требований Закона о защите персональных данных. Первичные данные, предоставленные хозяйствующими субъектами, ни при каких обстоятельствах не будут переданы третьим лицам или сторонним организациям.

«Росстат гарантирует полную конфиденциальность данных, защиту информации, предоставленной участниками Сплошного наблюдения, отсутствие фискального характера Сплошного наблюдения – исключается передача сведений в налоговые и иные государственные органы и контролирующие организации». Об этом не раз заявлял руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов: «Мы будем стремиться к тому, чтобы малый и средний бизнес понимал значение этого обследования, не боялся его и предоставлял объективную информацию о своей деятельности. Данные сплошного наблюдения необходимы  для того, чтобы государство принимало грамотные решения по регулированию сферы предпринимательства в области налогообложения, распределения трудовых ресурсов, политики в отношении заработной платы и правовых норм. Это позволит получить всестороннюю оценку положения малого и среднего бизнеса и его места в экономике».